Евразийская экономическая комиссия

Каталог решений Комиссии Таможенного союза

 
Государства-члены Таможенного союза
Евразийская экономическая комиссия
Сферы деятельности
Документы
Торги
Вакансии
Контакты
Для СМИ
Пропустить до основного содержимого
  

 

 
 

25 января в Брюсселе в штаб-квартире Всемирной таможенной организации (ВТамО) прошла презентация Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

В мероприятии, проведенном с целью повышение уровня информированности мирового сообщества о ходе интеграционных процессов на постсоветском пространстве, приняли участие послы и таможенные атташе стран СНГ и Европы, высокие представители Еврокомиссии, Европейской экономической комиссии ООН, таможенных служб, научных кругов и международного бизнеса. 

   Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества ЕврАзЭС Т.А.Мансуров в своем выступлении охарактеризовал механизмы интеграции на постсоветском пространстве и обратился к международному опыту создания экономических союзов.

   Он напомнил, что на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) 27 ноября 2009 года в Минске президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации приняли решение о создании к 1 июля 2010 года единой таможенной территории таможенного союза и практическом начале функционирования Таможенного союза с 1 января 2010 года. Перспективность и экономические выгоды от создания союза, по словам генерального секретаря ЕврАзЭС, отмечают и главы интегрируемых государств.

   Так, Президент России Д.А. Медведев, говоря об успехах интеграционных усилий ЕврАзЭС по формированию Таможенного союза, подчеркнул: «Долгий путь был проделан, сложный, многотрудный, но, тем не менее, за последнее время в результате нашего решения были форсированы все основные рубежи, и документы на правительственном уровне подписаны». Президент Белоруссии А.Г. Лукашенко прямо назвал создание Таможенного союза прорывом, который «будет действительно хорошим началом выхода из мирового финансового кризиса, который нас затронул, и будет иметь хорошие перспективы». А Президент Казахстана Н.А.Назарбаев подчеркнул, что «событием исторического масштаба в текущем году стало создание Таможенного союза с участием Казахстана, России и Беларуси. В условиях кризиса и глобализации мы организуем общий рынок с количеством населения более 170 миллионов человек. Это решение закладывает основу для формирования единого экономического пространства – это следующая стадия интеграционного процесса, который уже говорит о свободном движении капитала, товаров, услуг и рабочей силы».

   С трибуны штаб-квартиры Всемирной торговой организации Т.А.Мансуров подчеркнул, что примером для создания Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС послужил Европейский Союз, как «самая прагматичная и наиболее полно реализованная интеграционная структура». «ЕврАзЭС, являясь наиболее эффективной интеграционной структурой на постсоветском пространстве, уже на протяжении многих лет обеспечивает в пределах таможенных территорий государств-участников Сообщества режим свободной торговли, что способствовало увеличению товарооборота между ними с 29 млрд.долл. в 2000 году до 123 млрд.долл. в 2008, то есть в 4,1 раза, отметил Т.А.Мансуров. - Это создало логическую предпосылку к следующей стадии экономической интеграции – Таможенному союзу».

По сравнению с зоной свободной торговли создание Таможенного союза обеспечит следующие преимущества:

- в сфере таможенно-тарифного регулирования к товарам из третьих стран будут применяться единые ставки ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом, - это позволит беспрепятственно обращаться таким товарам на единой таможенной территории;

- в области нетарифного регулирования будут унифицированы применяемые ограничительные меры, включая порядок оформления лицензий, и сокращены административные барьеры в торговле;

- в сфере таможенного администрирования будет создан единый механизм таможенного контроля на внешней границе таможенного союза, обеспечена прозрачность таможенных формальностей на внешних границах, и их отмена на межгосударственных границах наших государств;

- в области санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля будут сокращены технические барьеры, ускорен и удешевлен оборот товаров, подлежащих санитарному, ветеринарному и фитосанитарному контролю.

   Таможенный союз формируется в соответствии с общепризнанными международными нормами: с единой системой регулирования внешнеторговой деятельности, с единым таможенным тарифом и единой таможенной территорией.

   Таможенный кодекс таможенного союза, принятый соответствующим Договором от 27 ноября 2009 года определил - таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Нормы Таможенного кодекса основаны на положениях и стандартах Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото) устанавливают на таможенной территории таможенного союза:

Генеральный секретарь ЕврАзЭС также отметил, что создание Комиссии таможенного союза наднационального, постоянно действующего регулирующего органа - первый прецедент на постсоветском пространстве.

   Руководители таможенных служб государств-участников Таможенного союза в своих выступлениях рассказали о грядущих изменениях в связи с введением в действие механизмов таможенного союза.

   Председатель Государственного таможенного комитета (ГТК) Республики Беларусь А.Ф.Шпилевский на презентации Таможенного союза трех государств

заявил, что Беларусь – связующее звено транспортного сообщения между странами Европейского Союза, Россией и Казахстаном. В связи с этим решаются задачи по обеспечению транзита, защите участка границы протяженностью 2331 км от контрабандного перемещения товаров, наркотиков, психотропных веществ, оружия. В ряде автодорожных пунктов пропуска в Беларуси доля перемещаемых российских товаров составляет 70–80%. Реализуется белорусско-российское межправительственное Соглашение о транзите товаров, сделан ряд важных шагов по либерализации транзитного режима.

   Председатель белорусского ГТК подробно остановился на состоянии таможенного дела на западной границе Таможенного союза. По его словам, таможенная инфраструктура Республики Беларусь соответствует современному уровню развития международной торговли: завершены строительство и реконструкция крупнейших пограничных пунктов таможенного оформления, через которые проходит основной поток товаров. Осуществляется комплексное управление контрольными операциями на границе, сокращение числа контрольных служб. Ускорению международных поставок способствует взаимодействие и информационный обмен контрольных служб на границе. С таможенными органами Российской Федерации на практике осуществляется обмен предварительной информацией о товарах и транспортных средствах. С Казахстаном подписан Протокол и разработаны Технические условия информационного взаимодействия.

   По словам, А.Ф.Шпилевского, значимым шагом на пути формирования «электронной таможенной среды» является электронное декларирование. Совместно с Национальной академией наук Белоруссии создана экспериментальная зона Национальной автоматизированной системы электронного декларирования. В течение 2009 года был осуществлен переход к использованию электронного декларирования в полном объеме в трех таможенных режимах: экспорт, реэкспорт и временный вывоз. Таможенные документы оформляются в удаленном режиме и закрепляются электронными цифровыми подписями. Товар и сотрудник таможни встречаются только на границе.

   Белорусские таможенники выстраивают и партнерские отношения с бизнес-сообществом. Доверительный принцип работы с бизнесом в немалой степени реализуется через институт Добросовестного участника внешнеэкономической деятельности. По данным главы ГТК, 540 белорусских субъектов хозяйствования получили такой статус. По сути, это аналог Уполномоченного экономического оператора. Соответствующие новеллы закреплены в Таможенном кодексе таможенного союза.

   Развитие системы анализа и управления рисками позволило значительно снизить объемы физического контроля. Количество проводимых досмотров по сравнению с 2004 годом снизилось более чем в 3 раза. В настоящее время разрабатывается Концепция системы управления рисками на период 2010–2015 годы: акцент сделан на расширение автоматизации таможенных операций.

   Председатель КТК Министерства финансов Республики Казахстан К-К.Д.Карбузов, в свою очередь, уделил особое внимание положениям Таможенного кодекса Таможенного союза. По его словам, при разработке кодекса использовались последние передовые таможенные технологии Всемирной таможенной организации и важнейшие международные договоры в сфере таможенного регулирования. К ним относятся Киотская конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (в редакции Протокола  1999 года), Международная конвенция об упрощении формальностей в торговле товарами (конвенция ЕАД) и Европейская конвенция о процедуре общего  транзита. Созданное в Таможенном союзе законодательство с учетом указанных международных договоров позволит организовать сквозной таможенный контроль при перемещении товаров по этому европейско-азиатскому коридору с использованием единых комплектов транзитных документов с едиными правилами их заполнения.

   Положения Таможенного кодекса, по словам К-К.Д.Карбузова, способствуют и создают возможность широкого внедрения электронного декларирования товаров участниками ВЭД. В кодексе предусмотрено взаимное признание решений таможенных органов на таможенной территории таможенного союза.

На основе положений Киотской конвенции 1999 года разработана глава о взаимной административной помощи таможенных органов на таможенной территории Таможенного союза, которая не имеет правовой аналогии в таможенном законодательстве государств-участников таможенного союза.

   Выступление начальника управления таможенного сотрудничества Федеральной таможенной службы (ФТС) Российской Федерации С.А.Коноваленко было посвящено принципам таможенного администрирования в Таможенном союзе. Как отметил представитель ведомства, упрощение таможенных формальностей и в том числе применение общих таможенных процедур носит этапный характер и зависит от основных этапов формирования таможенного союза.

   По его словам, основной транспортной задачей этого формирования является создание надежного транзитного коридора, который позволит соединить динамично развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, прежде всего Китай, с европейскими государствами, являющимися основными торговыми партнерами  и наших стран.

   Он также выделил ряд преимуществ создания Таможенного союза. Это перенос функций таможенного контроля с внутренних границ государств- членов на внешний периметр интеграционного объединения. Этому событию, в первую очередь, будут предшествовать мероприятия по совершенствованию таможенной инфраструктуры приграничных таможенных органов, поскольку от этого зависит, как скорость, с которой будет осуществляться таможенный контроль, так и его эффективность. Другое преимущество данного объединения - использование опыта, накопленного  таможенными службами в процессе создания  Союзного государства Беларуси и России, а также результатов проведения совместного контроля на российско-казахстанской границе. Предполагается сохранить эффективно действующую на сегодняшний момент процедуру таможенного контроля в отношении товаров следующих из Евросоюза в адрес российских получателей или далее транзитом в Республику Казахстан. А товары, следующие из Евросоюза, по словам С.А.Коноваленко, пройдут таможенный контроль в российских и белорусских таможенных органах, расположенных на внешней границе таможенного союза, а потом беспрепятственно проследуют к потребителю данных товаров независимо от того в какой из стран: России, Беларуси или Казахстане он находится. Аналогичным образом будет осуществляться таможенный контроль в отношении товаров следующих из Юго-Восточной Азии. Процедура транзита товаров по территории таможенного союза предусматривает сквозное перемещение товаров от места ввоза до места вывоза, с применением таможенного контроля в таможенных органах на внешнем контуре таможенного союза.

 

Пресс-служба Комиссии таможенного союза

Использованы фотоматериалы официального портала Всемирной таможенной организации

 
119121, Москва, Смоленский б-р, д.3/5тел. +7 (495) 604-40-38  info@tsouz.ru
[Вход в закрытую зону]